Так ли нужен ремонт, как о нем говорят...?
Статья 35 Конституции РФ гласит, что «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им…». Ключевое слово здесь «распоряжаться»… В жизни это означает, что владелец побитой в ДТП машины имеет право ее отремонтировать или выкинуть на помойку. Еще может продать на запчасти… в целом, в настоящее время варианты распоряжения собственным разбитым авто ограничены только соображениями владельца в плане выгоды и целесообразности.
Сейчас пока все просто – попал в ДТП, подал документы в страховую компанию, получил сумму возмещения ущерба по полису ОСАГО и поставил машину на ремонт. Или в сарай к соседу, а все деньги потратил на другие нужды… всякое ведь бывает в жизни…
Однако с появлением в недрах Госдумы законопроекта о приоритете восстановительного ремонта по ОСАГО перед денежным возмещением и его неотвратимым утверждением в нужных инстанциях, становится понятно, что право автовладельца распоряжаться своим четырехколесным имуществом будет слегка урезано.
Рекомендуем почитать: Оценка автомобиля при ДТП
Правозащитник, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин считает, что «с принятием этого закона потерпевшие не смогут свободно распоряжаться своим имуществом. Сейчас они в любой момент времени могут сами решать, что им делать с автомобилем. Теперь это право хотят забрать и заставить направлять автомобиль на ремонт в неизвестный сервис. Нас лишают права выбора!».
Конечно, Правительство прислушивается к мнению общественности и экспертов и в настоящее время в текст документа, принятого в первом чтении в декабре 2016 года, внесены поправки, существенно его расширяющие и уточняющие. Так, четко определен перечень условий, при которых ремонт автомобиля заменяется денежной выплатой:
-
в случае конструктивной гибели ТС;
-
если стоимость ремонта ТС превышает страховую сумму;
-
при наличии у потерпевшего тяжелых жизненных обстоятельств, исключающих необходимость восстановительного ремонта автомобиля;
-
когда страховая компания не может обеспечить ремонт транспортного средства на СТО, отвечающей установленным критериям, а потерпевший не согласен на ремонт в не соответствующем этим критериям сервисе;
-
в случае причинения вреда только имуществу, не являющемуся транспортным средством.
Однако в предложенных поправках есть и пробелы. Так, не прописаны какие-либо критерии качества ремонта автомобиля на СТО. В их отсутствии может сложиться ситуация, при которой по документам будут стоять новые оригинальные запчасти, а по факту – в лучшем случае это будет реплика, а в худшем никто ничего не менял или отремонтировано, но плохо. А акт выполненных работ уже подписан, т.е. автовладелец претензий к качеству ремонта не имеет. И доказать обратное будет очень сложно…
Рекомендуем почитать: Расчет восстановительного ремонта, расчет УТС и годных остатков
По словам представителя Минфина России, страховщик будет обязана гарантировать качество восстановительного ремонта, однако эксперты предполагают, что отсутствие четких критериев приведет к шквалу судебных исков от недовольных автовладельцев. И право Банка России ограничивать возмещение вреда в натуре тем страховщикам, которые неоднократно в течение года нарушили свои обязательства, будет слабым утешением автовладельцам, вынужденным отстаивать свои права в суде.
В целом эксперты и представители общественности сходятся во мнении, что предложенная версия законопроекта на данный момент «сырая» даже с учетом текущих поправок и в таком виде его принимать нельзя.